пятница, 11 октября 2013 г.

 Мы не можем!

Ещё ужастик: сокращение часов и отмена обязательного экзамена, по которому тоскует братство словесников. Безусловно, это причина того, что литература, не дай бог, окажется где-нибудь рядом с географией (оговорюсь сразу, что лично я ничего против географии не имею, однако классик очень точно выразил обывательское мнение, что география не барская наука, на то извозчики есть).


Предвижу возмущение: как же так, у нас ведь особый предмет,  нравственность, духовность, патриотизм, ценности - всё через литературу. Спору нет, но разве нравственно было угрожать выпускнику экзаменом? Нравственно сейчас втихую заменять уроки литературы русским языком, чтобы натаскать на обязательное ЕГЭ ("только никому не говорите, это для вашего же блага")?
Конечно, пять-шесть часов литературы в неделю лучше, чем два-три. Но всегда ли мы тратим эти часы на литературу? Как часто на уроке, таком бесценном, звучит художественный текст, идет разговор об искусстве слова?
Приходилось бывать на уроках литературы, когда не только дети не понимали, что они здесь делают, но и учитель не отдавал себе в этом отчета. Можно дать пятнадцать уроков в неделю, но если учитель не понимает, зачем девятикласснику читать и изучать "Евгения Онегина", ситуацию не спасти.
А вот другой пример. Буквально сегодня зашла по неотложному делу к учительнице на урок (свинство, конечно, но дело на самом деле было неотложное). На уроке десятый класс. И вот, увидев меня в дверях, учительница спрашивает: "А Вам (мне, то есть, не детям) нравится Печорин?"  Тут же включаюсь: "Уже нет,  я слишком много про него знаю".  Знаю точно: до моего визита в классе шел оживленный разговор, и у детей есть возможность сформировать свое отношение к тексту, персонажу, автору, а не пережевывать с тоской чужие мнения, страстно желая одного - отсидеться, не принимать участия в этой имитации деятельности.
Так вот, в преподавании литературы главное не количество часов и не экзамен как тотальная угроза, а умный, тонкий, увлеченный учитель, которому дети верят и которого готовы взять в собеседники.
Много ли таких учителей? Ответ очевиден. Хорошего много не бывает, на всех не хватит. Но стремиться стать таким - надо. Читать, думать, развиваться - необходимо. Работать так, чтобы получать удовольствие от собственного урока, делать открытия, находить в хрестоматийном тексте неожиданное, новое для себя. Как только вам стало скучно на собственном уроке - бейте тревогу! Ведь детям тогда всемеро скучнее!

Комментариев нет:

Отправить комментарий